2010 год в РФ будет Годом учителя: Медведев назвал 5 принципов Нацпрограммы "Наша новая школа"
Дмитрий Медведев предложил объявить 2010 год Годом учителя. "Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в РФ Годом учителя", - заявил Медведев, выступая в среду с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию.
Он отметил, что ключевая роль в школе принадлежит учителю. "Нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов, чтобы сохранить в школах лучших педагогов, и постоянного повышения их квалификации", - подчеркнул президент.
Но особенно важно, по его словам, выработать систему пополнения школ новым поколением учителей, причем вовсе не обязательно только с педагогическим образованием.
Президент считает, что настала пора кардинально изменить жизнь российской средней школы. Школьное образование "представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны", сказал президент.
"Совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы, - напомнил глава государства. - Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
Президент отметил пять ключевых составляющих этой инициативы: - Первое - уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои возможности, подготовится к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. "И прошу в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов, подготовка которых затянулась", - подчеркнул президент.
- Второе - одновременно с реализацией стандартов общего образования "должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности". Именно из них в будущем вырастут новые, известные миру российские конструкторы, ученые, деятели культуры.
- Третье - "ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации". "И что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей, причем вовсе не обязательно только с педагогическим образованием", - уточнил Медведев. "Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе, - обещал президент. - Но и педагоги должны уважительно относиться к ученикам, должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми".
- Четвертое - сам облик школ, "как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться". "Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом, - сказал президент. - Обращаю внимание: российская школа не может, не имеет права быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только передовые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащение медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически". "Поручаю правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также их проектирование, строительство и формирование материально-технической базы. При этом необходимо в полной мере использовать результаты, полученные при реализации нацпроекта "Образование", - сообщил глава государства.
- Пятое - именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. "Сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая, - признал президент. - Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня и заниматься их здоровьем должны в том числе педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующие риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов".