Главная | | Регистрация | Вход
НАВИГАЦИЯ

Разделы новостей
Новости образования [21]
Городские мероприятия [34]
Наши мероприятия [25]
Совещания, заседания [6]
Учителю на заметку [4]
Учительская гостиная [5]
Документы [1]
Актуально [11]
Праздники [10]
Конкурсы [14]
Статьи [47]

Главная » 2009 » Март » 31 » Молодые педагоги и Наша новая школа
Молодые педагоги и Наша новая школа
16:41
   31 марта 2009 года в «УГ»-Москва вышла статья Алексея Смирнова «Школа, школа, я скучаю...» о форуме "Серебряные нити поколений", который прошел 12 марта 2009 года.
«Школа, школа, я скучаю…»
"Сегодня мы особенно остро стали ощущать, что российская школа становится какой-то иной: пессимисты высказывают мысли о регрессивности такого пути, оптимистам он представляется движением к национальному идеалу. Но и тех и других не покидает ощущение, что реформирование школы затянулось, что общество изголодалось, соскучилось по стабильной, имеющей богатые традиции и огромный потенциал к внутреннему развитию школе. Перед истеблишментом встал вопрос о цели и сроках этих перманентных метаморфоз, который потребовал своего скорейшего решения.
 
Лейтмотивом главы «Об образовании» Послания Федеральному собранию, с которым Д.А. Медведев выступил 5 ноября 2008 года, стала идея модернизации российской школы при сохранении лучших её традиций. Вопрос об изменении положения дел в этом социальном институте был поднят президентом в связи с тем, что «её [российской образовательной системы – А.С.] прежние успехи были признаны во всём мире», однако в нынешней реальности «с передовых позиций мы уже “откатились”». Данное замечание оказалось лишь подводкой к главному –  «Стратегии развития российского образования», которая, по мысли главы государства, должна быть в первую очередь реализована в рамках школьного образования – в русле инициативы «Наша новая школа». В основу означенной программы действий предлагалось положить пять направлений:
•    разработка современных, соответствующих требованиям «высокотехнологичного конкурентного мира» стандартов образования,
•    создание «системы поиска и поддержки талантливых детей»,
•    формирование комплекса «моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации», а также «пополнения школ новым поколением учителей»,
•    изменение «облика школ», превращение школы в «центр  не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятия творчеством и спортом»,
•    ориентирование школ на здоровьесбережение.
Императивная и деятельностная модальность обращения Д.А. Медведева не могла оставить равнодушными образовательное сообщество нашей страны. Бурные обсуждения, опасения за возможное начало очередного реформаторского этапа, непонимание способов и сроков воплощения … - всё это было предсказуемо и реально сразу после  выступления президента. Рациональный и прагматичный взгляд на «Стратегию развития российского образования» и на инициативу «Наша новая школа» выкристаллизовывался постепенно, и сегодня педагогами, социологами, психологами, политиками уже предлагаются конкретные формы реализации данной программы.
В Южном административном округе г.Москвы  в рамках ежегодной встречи педагогов-ветеранов и молодых специалистов «Серебряная нить поколений» 12 марта 2009 состоялся форум по созданию проекта «Наша новая школа» (созвучие с представленной Д.А. Медведевым инициативой, безусловно, неслучайно), который подготовили и провели члены Совета молодых педагогов ЮОУО (председатель - Носорев А.А.). Данное объединение двух мероприятий, двух внешне разных программ деятельности оказалось гармоничным в свете идеи президента о том, что при воплощении «Стратегии развития российского образования» обновление, модернизация должны сочетаться с сохранением лучших традиций. Диалог поколений представил органичный синтез инновационного и традиционного подходов к перспективам российской школы.
Встречу открывала Давыдова Н.В., начальник отдела государственной службы и кадров Южного Окружного управления образования, которая поблагодарила ветеранов за их долгий и славный трудовой путь, за неравнодушное отношение к проблемам современного российского образования, за активный отклик и желание поучаствовать в проекте, а затем покровительственно, но с установкой на паритетность обратилась к молодым специалистам, пожелав им профессионально совершенствоваться, любить своё дело, стремиться к оптимизации российской школы. Эстафету принимали заместители председателя Совета молодых педагогов ЮОУО Кузнецова С.А., пожелавшая участникам семинара творческого сотрудничества и по-настоящему плодотворной работы, и Байкина Е.А., сообщившая, что подобное сотрудничество, сотворчество теперь может быть продолжено и в виртуальном пространстве, ибо создан новый сайт Совета молодых педагогов – http://www.molodie.my1.ru
Все педагоги были разделены на пять команд в соответствии с пятью направлениями «Стратегии развития российского образования», представленной Д.А. Медведевым, трансляцию выступления которого преподавателям показали перед работой. Начались обсуждения. В первые минуты инициатива принадлежала старшим коллегам, желавшим поделиться их истинно богатым опытом, затем робко, но всё увереннее в полилог стали включаться преклоняющиеся перед мудростью ветеранов молодые учителя. Их предложения, иногда максималистские, иногда прагматичные, вносили свежую струю в разговор и неожиданно расширяли горизонты. К финалу подготовительной части уже сложно было понять, чья идея, кто автор аргумента, но это казалось и не необходимым: главное, что в сотрудничестве, в сотворчестве, в унисон участники команд предлагали способы решения жизненно важных проблем российского образования.
Результаты обсуждений озвучивались представителями групп – членами Совета молодых педагогов ЮОУО. Старшие товарищи не снисходительно, а в порядке наставничества пожелали быть скорее слушателями, доверив держать слово своим молодым коллегам.
Рассуждая о новых образовательных стандартах, первая команда повела речь о несоответствии, неадекватности прежних стандартов современной социальной ситуации, неспособности их формировать компетентную личность, которая, по их мнению, должна быть конкурентоспособной, готовой и умеющей жить в постиндустриальном обществе. Поэтому, понимая стандарты как систему обязательных требований, педагоги предложили пересмотреть их в свете современных социальных парадигм, среди которых главная – вера в будущее нашего государства, в осмысленную цель его развития.
Вторая команда, обобщая имеющийся положительный опыт и проектируя, предлагала различные формы работы с талантливыми детьми, которые должны составить ядро российского общества, интеллектуальную и нравственную его элиту. Определяя талантливость как редкое явление, преподаватели отдавали себе отчёт в том, что, помимо очевидных плюсов, у воспитания талантливых детей есть и серьёзные проблемы, не решаемые посещением кружков, секций, клубов, - проблемы социальной адаптации таких ребят. И, по мысли учителей, самый действенный путь – это индивидуальная работа с такими детьми, заключающаяся в стимулировании активности, в повышении интереса, а также в улучшении коммуникабельности. В таком случае талантливый ребёнок не только формально будет в авангарде российского социума, но и окажется связующим его звеном.
Морально-материальные стимулы работы учителей стали предметом мозгового штурма третьей команды, которая отметила появление сегодня спектра форм поддержки педагогов в рамках национального проекта «Образование»: гранты, конкурсы, надбавки. Однако преподаватели определили недостаточной работу с учителями именно в школах и предложили усилить поддержку молодых специалистов посредством кураторства, помощи в установлении диалога с родителями, финансовых «добавок» по истечении первых трёх лет после окончания вузов, а тем, кто уже стал в образовании действительно своим, дать возможность поверить в важность их профессии через заказ статей и репортажей в СМИ, через масштабные поздравления с праздниками, через разработку разветвлённой системы премирования.
Группа педагогов, представлявших облик новой школы, сделала акцент на этической компоненте образования и определила новую школу как «школу нравственного воспитания», которая, будучи школой доброты, толерантности, взаимопомощи, окажется школой, которую дети будут по-настоящему любить. В качестве конкретных способов обретения школой такого облика учителями предлагалось открытие кабинетов релаксации, введения формы (как для учеников, так и для педагогов), преподавание дисциплины «Этика», создание реального ученического самоуправления, взаимодействие с общественными институтами и др. Как посчитали участники данной команды, все эти виды деятельности помогут сделать школу центром социализации и одновременно центром раскрытия личности.
Завершали презентации преподаватели, анализировавшие проблемы здравоохранения в образовании. Они говорили об улучшении психологического и физического климата в школе, которые сегодня не получают должного внимания со стороны общества. Улучшить данную ситуацию помогло бы, по мнению педагогов, увеличение часов на преподавание психологии, ОБЖ и физкультуры. Последний предмет мог бы быть представлен разными формами: традиционная (в спортивном зале), посещение бассейна, прогулки на лыжах, ритмика. Занятия по другим предметам должны проходить в современных, оборудованных в соответствии с тенденцией к здоровьесбережению кабинетах. Все эти виды деятельности, подкреплённые пропагандой здорового образа жизни, способствовали бы формированию личности, в сознании которой здоровье стало бы неким кредо – «Mens sana in corpore sano». В таком случае - здоровье впоследствии должно стать и своего рода национальной идеей.
Проектная часть встречи на этом была окончена, но в качестве подарка педагогам сотрудники и воспитанники школы искусств «Родник», на базе которой и проходила встреча, предложили небольшой концерт. Такое продолжение стало очередным органичным воплощением идеи президента о том, что школа должна стать средоточием разных форм преподавания и воспитания: интеллектуальной, креативно-эстетической и др.
В заключение хотелось бы заметить: сегодня, когда, казалось бы, многое упущено практически безвозвратно, но  когда президентом поставлены конкретные задачи по решению серьёзных проблем образования, проведение подобных мероприятий и попытки подходить к «Стратегии развития российского образования» в таком формате оказываются не просто необходимыми, но и продуктивными, действенными. Можно сказать, что у российского образования без сомнения есть будущее, ибо есть те, кто готов с позиции ли собственного опыта, с позиции ли реализации творческой энергии создавать его – и создавать лучшим! Тем более что россияне настолько соскучились по нашей, российской школе, что готовы оказывать любую помощь и поддержку педагогам в обретении школой своего истинного пути!"

Категория: Статьи | Просмотров: 1080 | Добавил: molodie
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz